ВСЕ О ТАХОГРАФАХ: ВЫБОР, ПОКУПКА, УСТАНОВКА
На головы российских перевозчиков свалилась новая беда: теперь они обязаны ставить на свои машины дорогостоящие тахографы, контролирующие время работы и отдыха водителей – иначе их ждет серьезный штраф. Мы собрали полную информацию по этим устройствам, выяснив какие тахографы и где нужно ставить, чтобы не попасть в лапы гаишников
Текст: компания «Юнисат»
По факту на день принятия законопроекта на всю страну была допущена к установке тахографов, удовлетворяющих всем требованиям законодательства, только одна (!) мастерская. Логично, что компании-перевозчики продолжали отправлять свои транспортные средства без тахографов, и до начала сентября практически никого не штрафовали. Но с приходом осени работники ГИБДД, отвечающие за этот вопрос, взялись за дело, что называется, засучив рукава, и штрафы посыпались в невероятном количестве, вызвав у транспортников состояние, точнее всего характеризующееся словом «паника».
Мы постарались дать всю основную информацию о тахографах и развернутые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы:
1. Что такое тахограф и какие они бывают?
2. Кому нужен тахограф и каков порядок оснащения?
3. Какие тахографы нужно ставить в соответствии с Законодательством РФ?
4. Мастерские с лицензией ФСБ и почему лучше устанавливать тахографы у них?
5. Тахографы с GPRS и мониторинг: как сделать установку тахографа выгодной для себя?
1. Что такое тахограф, для чего он нужен и какие они бывают
Тахограф – это контрольно-измерительное устройство, предназначенное для регистрации пробега автомобиля, скоростного режима и периодов работы и отдыха водителей.
Тахограф нужен для контроля за соблюдением правил ПДД и установленного режима труда водителя, что направлено на предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Сотрудник ГИБДД (с помощью карты контроллера/инспектора) считывает данные с устройства и может вынести соответствующее наказание или предупреждение.
Тахографы бывают аналоговые, цифровые, соответствующие ЕСТР (Европейское соглашение, затрагивающее особенности работы экипажей транспортных средств, занятых в сфере международных автомобильных перевозок) и цифровые тахографы с блоком СКЗИ (система криптографической защиты информации). Согласно действующему законодательству, ставить нужно цифровые, т.к. они защищены от несанкционированного доступа к информации и, соответственно, исключена возможность корректировки показаний. А вот какие именно ставить тахографы: по ЕСТР или с СКЗИ, расскажем в п.3.
2. Кому нужен тахограф и порядок оснащения
Все транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 (ранее относимые к категориям C, D и E), согласно законодательству РФ (Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. №273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами"), должны быть оснащены тахографами в следующем порядке:
С 1.04.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются грузовые ТС, которые перевозят опасные грузы.
С 1.07.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются автобусы и все грузовые ТС массой более 15 тонн, задействованные в любых перевозках.
С 1.09.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются все грузовые ТС массой свыше 12 тонн.
С 1.04.15 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются все грузовые ТС массой 3,5-12 тонн.
С 1.01.18 должна быть проведена замена всех штатно установленных на автомобили тахографов, соответствующих нормам ЕСТР, а также тахографов, установленных до 11.03.14 и соответствующих всем техническим требованиям.
В случае отсутствия тахографа на транспортном средстве, его неработоспособности, нарушения правил эксплуатации, действий, искажающих показания прибора, в том числе фальсификацию данных путем некорректного/неправильного монтажа или доработки тахографа, предусмотрены следующие штрафы:
3. Какие тахографы нужно ставить в соответствии с Законодательством РФ
На сегодняшний день существует три законодательных акта, регламентирующих технические характеристики тахографов и их установку. Это 720 Постановление, 36 и 273 Приказы.
720 Постановление Правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» ранее являлся единственным законодательным документом, регламентирующим установку и эксплуатацию тахографов. Согласно этому Постановлению, транспортное средство может быть оснащено любым цифровым тахографом, в т.ч. соответствующим ЕСТР.
Здесь прописаны следующие требования: тахограф должен быть подключен к корректно работающему спидометру или одометру и опломбирован, должен пройти метрологическую поверку. Тахограф должен регистрировать следующие показания: скорость, расстояние, время работы и отдыха водителя, случаи доступа к данным, перерывы в электропитании и в подаче импульсов от датчика движения и пр. технические моменты.
1 апреля 2013 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта №36, обязующий устанавливать тахографы только с блоком СКЗИ, однако действие 720 Постановления не утратило силу.
А в Приказе от 21 августа 2013 г. №273 прописан порядок оснащения тахографами.
Так какой же тахограф ставить?
Стоимость тахографа с СКЗИ в среднем составляет от 35 000 до 40 000 руб., стоимость же тахографа по ЕСТР – от 20 000 до 30 000 руб. Таким образом, для компаний даже с небольшим автопарком в 10 единиц техники разница составит не менее 100 000 руб., и что уж говорить о крупных транспортных компаниях.
Поэтому, как и свойственно российскому менталитету, руководители предприятий в большинстве случаев стараются обойти 36 Приказ и установить то, что подешевле:
1 способ: Организации приобретают лицензии международного перевозчика, которые позволяют ездить с тахографами, соответствующими соглашению ЕСТР.
Но тут встает вопрос, как долго они смогут так проездить по территории РФ и чем это может обернуться, если при проверке документов сотрудник ГИБДД выявит, что в путевом листе ТС указаны пункты только на территории России.
2 способ: Организации находят мастерские, которые устанавливают тахографы по ЕСТР и оформляют документы задним числом (до 1 апреля 2013 года, т.е. до вступления в силу 36 Приказа), т.к. по закону, если тахограф, соответствующий соглашению ЕСТР, установлен до этого момента, то организация получает отсрочку на установку тахографа с блоком СКЗИ до 1 января 2018 года.
Это, естественно, противозаконно. К тому же уже менее чем через 4 года тахограф все равно придется менять.
3 способ: Просто и честно ставить обычные тахографы без СКЗИ, соответствующие техническим характеристикам, прописанным в 720 Постановлении.
Тут как раз все законно, т.к. действие 720 Постановления все еще в силе, тем более по иерархии Постановление правительства стоит выше, чем Приказ. Только вот, скорее всего, гаишники все равно будут выписывать штрафы за отсутствие блока СКЗИ, и оспаривать их придется в суде. А это тоже лишняя трата денег, сил и времени.
Так что лучше всего, конечно, сразу установить тахограф с блоком СКЗИ и, как говорится, спать спокойно.
Любой тахограф, эксплуатируемый на территории РФ должен иметь сертификат Госстандарта, а также быть внесен в ГРСИ (гос. Реестр Средств Изменений). На сегодняшний день в данном реестре значится не так уж и много моделей: ШТРИХ-ТахоRUS" SM 10042.00.00-13, ШТРИХ-ТахоRUS SM 100.42.00.00.14, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, Continental VDO DTCO 3283 и ТЦА-02НК, Атол Drive 5 и EFAS V2 RUS. Перечень их, конечно, постепенно расширяется, но ставить тахографы придется только из числа указанных, т.к. все остальные марки не имеют разрешения на эксплуатацию в РФ, и, соответственно, за их использование (точнее неиспользование нужных) будет наложен штраф.
Полную информацию по моделям тахографов и заводах-изготовителях можно отслеживать на государственном портале Росавтотранса.
Точно такие же требования касаются и карт к тахографам, их список можно отслеживать также на http://rosavtotransport.ru/netcat_files/46/75/ru_card_1_.pdf